Ставропольский краевой музей изобразительных искусств представляет выставку репродукций произведений художников-фронтовиков Ставрополья – участников основных боевых сражений 1943 года, 80-летие которых отмечается в 2023 году – битвы за Сталинград, на Курской дуге, битве за Кавказ.
В фондах краевого музея изобразительных искусств находятся произведения пятнадцати художников, участвовавших в этих важнейших и крупнейших сражениях, о чём говорят боевые награды – медали «За оборону Сталинграда», «За оборону Кавказа», другие боевые награды.
Один из старейших художников Ставрополья Родион Никандрович Богославский (1915-1998) начал военный путь в качестве рядового в октябре 1941 года, тяжёлое ранение получил, участвуя в Сталинградской битве в 1942 году, впоследствии принял участие в одном из грандиозных сражений Курской битвы – под Прохоровкой, прошёл боевой путь от Кавказа до Польши.
В его рисунках «Курская битва», «Армия-освободительница» эти вехи боевого пути отражены.
Его ровесник Василий Степанович Барташевич (1915-1986) прошёл войну с января 1942 по май 1945 г. Среди боевых наград медаль «За оборону Кавказа», которая была вручена будущему художнику, гвардии капитану Барташевичу В.С., командиру учебной роты 24 августа 1944 г. на основании указа Президиума Верховного Совета Союза СССР от 1 мая 1944 г. Став членом Союза художников, в мирной жизни занимался творчеством, к 40-летию Победы написал картину «В землянке», в которой нет боевых действий, здесь показаны редкие минуты отдыха солдат, это картина-воспоминание, в которой лирическое осмысление прошлых событий.
Воспоминания о войне в каждом произведении имели своё преломление, к примеру, пейзажную работу заслуженного художника РСФСР Гречишкина Павла Моисеевича (1922-2009) «У Марухского перевала» можно с уверенностью назвать воспоминанием о битве за Кавказ, ведь 30 апреля 1945 г. по решению Военного Совета Закавказского фронта сапёр 31 автотранспортного полка ефрейтор Павел Гречишкин был награждён медалью «За оборону Кавказа».
Народный художник РСФСР Корюн Геворкович Казанчан картину «Журавли» посвящает памяти погибших воинов; далеко в горах, над обелиском павшим, высоко в облачном небе летят журавли, ставшие символом памяти тех, кто отдал свою жизнь за Победу. Сам художник находился в действующей армии с 1943 по 1946 год, пройдя боевой путь от Кавказа до Берлина в составе батальона аэродромного обслуживания одной из действующих частей Белорусского фронта. Об этом говорят боевые награды, в том числе медаль «За оборону Кавказа».
В другой картине К.Г. Казанчана «Мать» мы видим пожилую женщину,сидящую за накрытым столом, за которым уже не соберётся её семья, все погибли на фронте.
Пронзительной грустью веет от работы, в которой художник раскрыл обобщающий образ всех матерей России, не дождавшихся с фронта своих родных.
Тема памяти – одна из ведущих в творчестве военного поколения.
У Владимира Васильевича Никулина (1923-1981), начавшего воевать в родных местах на Северном Кавказе в составе воздушно-десантного полка радистом, танкистом, заряжающим артустановок, пережившего плен, награждённого медалью «За оборону Кавказа» это выражено в живописном полотне «Пришёл солдат», а у заслуженного художника Анатолия Васильевича Болдырева (1922-2019), служившего в Армии с 1940 по 1947, награждённого медалью «За оборону Кавказа», воспоминания о войне нашли отражение в полотне «Памятник советским воинам в Софии», написанном с графической чёткостью, в изысканной цветовой гамме, создающей лирический настрой, атмосферу грустных воспоминаний.
Владимир Александрович Шегедин (1924-2023) сразу после обучения в Житомирском военно-пехотном училище, эвакуированном в Ставрополь, стал участником боёв на Кавказе. Участник обороны Кавказа, освобождения Ставрополя и городов Кавказских Минеральных Вод. Участвовал в боевых действиях, дошёл до столицы Австрии Вены. В память об этом событии написал самую знаменитую трогательную работу «Май 1945-го. Мечты». Чистота и мягкость красок картины созвучна внутреннему миру молодой девушки-солдата, пришедшей с цветами к памятнику великого композитора Иоганна Штрауса в Вене и замершей на мгновение, как бы услышав волшебные звуки музыки. О чём мечтает юная фронтовичка в мае 1945 года понятно каждому – о мире, о любви, о счастье.
Оптимизмом, верой в мирное будущее проникнуты произведения фронтовиков, в которых не звучит военная тема, но есть гуманистический пафос, утверждение красоты и ценности человека в портретах, натюрмортах, пейзажных работах, жанровых картинах, которые стали символом родины, символом того, во имя чего шли на фронт, погибали в жестоких сражениях.
Именно об этом картины участников обороны Кавказа Тесленко Виктора Васильевича (1909-1959) «Голуби», Шамлиди Юрия Сократовича (1918-1995) натюрморт «Дыня и персики», Байгильдиева Шамиля Закиржановича (1923-1979) «Дагестанский аул», Подунова Владимира Александровича (1924-2009) «Свято-Серафимо-Сергиевский источник».
Участник Сталинградской битвы Бессонов Борис Николаевич (1916-1966) в своей работе «Семья» обращается к вечной теме семейных ценностей; Владимир Вячеславович Секлюцкий (1907-1990) верен пейзажной теме, чистым образам природы, олицетворяющим мирную жизнь; Михаил Иосифович Эйзериков (1922-1991) обращается к жанру портрета, героями которого являются участники войн или люди мирных профессий; Георгий Дмитриевич Авсаджанов (1923-1980) обращается к теме прежних войн, истокам древней кавказской земли, историческому прошлому.
Выставка посвящена памяти тех, кто, пережив события грозного времени Великой Отечественной войны, горечь утрат и жестокость боёв, всё-таки победил фашистских захватчиков, в послевоенное время выбрав одну из самых мирных профессий, своим жизнеутверждающим искусством свято нёс неоспоримую правду борьбы за сохранение и упрочение мира, гордости за свою родину.
Наследие художников-фронтовиков Ставрополья сегодня имеет огромное значение и является бессмертным памятником их мужеству, моральной силе, патриотизму.
Посетить выставку «О войне и мире» можно в Краеведческом музее села Прасковея по адресу: с. Прасковея, ул. Ленина, 50